Освободить школу от лжи

 

© - Павлов В.Е. При любом использовании  статьи обязательна ссылка на сайт pavlovccr. narod. ru

 

 

 

    Мы все учились. Кто понемногу, кто помногу. Но после того, как на детях стали ставить опыты по применению разных школьных программ, что-то в нашей системе образования нарушилось. Хотя, надо сказать, она всегда была далека от совершенства: хромает качество обучения, да и в отношении к ученику есть чётко прослеживающаяся несправедливость. На этот счёт кандидат педагогических наук В.Е. Павлов имеет своё категорическое мнение.

    - Владимир Евгеньевич, говорят, вы считаете, что система нашего образования по своей сути чуть ли не преступна…
    - Ну не будем уж так сразу и в общем. Начну издалека. Разделение на "человека и государство" начинается в школе. Каждый депутат и президент прекрасно знают, что кто-то из их одноклассников получил первый в жизни государственный документ об образовании на основе обмана государства. Мы к этой лжи привыкли и усвоили, что обманывать государство можно и нужно.
    Давайте условно определим три вида морали. Если ты честный и порядочный только для своих и обманываешь остальных - она уголовная. Честный и порядочный для людей, но обманываешь государство - полууголовная. Просто честный и порядочный по отношению ко всем, в том числе и к государству, - человеческая. Правда, последнее возможно лишь в разумном государстве с человеческим лицом. Но государство заставляет себя обманывать и обманывает само. Так, давайте, хотя бы школу освободим от лжи и обмана, прекратим культивировать полууголовную мораль.

    - И как это сделать?
    - "Равноправие, - писал К. Маркс, - это применение одинакового масштаба к разным людям, которые на самом деле не равны. Поэтому равноправие есть неравенство и несправедливость".
    Представьте, что экзамены - двухметровый забор, через который должны перелезть выпускники. Высокие делают это легко, средненькие справляются с трудом, для низеньких сие вообще неразрешимая проблема. А перелезть-то должны все. Вот и свешивается с другой стороны учитель и помогает средненьким и низеньким преодолеть препятствие. Если же играть по честным правилам, то больше половины через забор не перелезут.
    Это неравенство и несправедливость можно устранить, поставив хотя бы три забора разной высоты и дав каждому выпускнику равные права в выборе забора.

    - Например?
    - В аттестатах запишем: "математика А-5". Это означает, что ученик добросовестно усвоил минимально необходимый прагматический уровень (владеет четырьмя действиями, знает дроби, проценты и т. п.); "математика В-3" - удовлетворительно освоил действующий стандарт; "математика С-4" - хорошо освоил повышенный уровень.
    "Двойку", кстати, тоже надо считать законной отметкой, она не должна служить преградой для поступления в вуз иного профиля. Во всем мире действует правило "заработал - получи", и лишь у нас - "обманул - получи".
    Вообще-то - к вопросу об уголовщине - воровской "общак" должен материально поощрять академиков и министров. Ведь именно благодаря их программам и учебникам слабоуспевающий школьник треть дневного времени находится в состоянии унижения. И если он не самоутверждается в социально одобряемых областях, то обязательно пополнит ряды преступного мира.

    - Логично. Но тогда получается, что система нашего образования действительно преступна, поскольку развращает ученика и формирует изуродованную личность.
    - Да, почти так. А развращение малолетних, между прочим, карается законом прежде всего потому, что приводит к необратимым изменениям в их психике, извращенным нормативно-ценностным ориентациям. А что вы можете сказать о нравственном развращении, пусть только в аспекте честности и порядочности, практически всех детей в нашей постсоветской школе? Возможно, слабоуспевающий школьник предпочёл бы даже физические истязания тем моральным пыткам, которые он испытывает на уроке.
    Если до конца сентября Минобразования и Российская академия образования будут продолжать преступную бездеятельность в решении данного вопроса, то я опубликую на своём сайте образцы исковых заявлений на законных основаниях.

    - Почему вы хотите обратиться в суд?
    - По закону РФ "Об образовании" государство должно обеспечить образование в любой школе в рамках госстандартов. Соответственно, и проверять имеет право в этих рамках. Однако стандарты не обеспечены материально, а некоторые вопросы ЕГЭ выходят за их рамки. Если вы не построили в школе бассейн и не научили детей плавать, то не имеете права проверять умение детей плавать. А если, вопреки здравому смыслу, проверяете, то делаете это незаконно. И эти незаконные действия не только наносят моральный вред, но и влекут социальные последствия для каждого выпускника.
    Правда, боюсь, что не только Верховный суд, но и вся судебная система захлебнётся в потоке исковых заявлений. И если начнут удовлетворять хотя бы тысячную часть этих исков, то, чтобы расплатиться по ним, не хватит всего бюджета образовательных учреждений.

 Полная  версия этой статьи: «Аргументы и факты-Чувашия»,№ 32, август 2006 г. (см. www.aif21.cbx.ru)

 

 

 

На главную страницу

Hosted by uCoz