Генезис «успехов» России в образовании

 

© - Павлов В.Е. При любом использовании  статьи обязательна ссылка на сайт pavlovccr. narod. ru

 

 

         Мы гордились и продолжаем гордиться нашим образованием, полагая его лучшим в мире. Да и сейчас министры образования подтверждают это, ссылаясь на то, что на международных предметных олимпиадах  наши ученики неизменно занимают первые и призовые места.

         Да, действительно, если говорить об обучении одного процента всех  детей - самых одаренных, то мы впереди планеты всей. Однако как же обстоят дела с обучением основной массы учеников?

         По данным международных исследований, в которых проводились массовые изучения знаний обычных учеников (в частности, TIMSS, PISA) мы занимаем 20-е – 30-е места. По данным ЮНЕСКО это 50-60 места в мире (мы ненамного опережаем бывшие африканские племена).

         Одна моя знакомая учительница математики ежегодно проверяет знание таблицы умножения у поступивших в ее сельское ПТУ (на базе 9 классов) в течение 20-ти лет. Она установила, что с каждым годом процент учеников, знающих таблицу умножения,  уменьшается  и в 2005 году достиг значения 25%.  И это мы называет лучшим образованием в мире?

            Обратимся немного к истории. В 50-60х годах образование было достаточно хорошим.

Конгресс США, выясняя причины наших успехов, особенно в области космонавтики, пришел к основному выводу, что наше образование значительно лучше (и американцы стали проводить педагогические эксперименты в Эфиопии, Нигерии (в отличие от России, которая сама себя высекает в своих же регионах -12 летка, егэ и др).

         Но тут мы решили еще более обогнать Америку. И в конце 60-х создали самые сложные программы в мире (в частности, ввели в курс математики дифференциалы, интегралы и др.). В те годы в выпускных 9-10х классах обучались 30%  всех учеников. Однако,  даже  самые способные дети  с трудом осваивали эти программы. Учителя по привычке ставили двойки, однако когда в Москву пришли отчеты с мест, там схватились за голову – планы партии и правительства будут не выполнены.  Тут стали всем выкручивать руки, для оправдания придумав лозунг «Нет плохих учеников, есть плохие учителя». В конце-концов  учитель сдался, плюнул и ответил «три пишем, два в уме».  И массовый нравственный разврат детей и учителей стал расцветать, и до сих пор мы в нем живем и как-то к нему привыкли и не замечаем.

         В конце 70-х мы решили еще более вырваться вперед и ввели всеобщее среднее образование. Само по себе это благое решение. Однако, одну «мелочь» позабыли – стали обучать всех детей по программам для одаренных детей.

         Вспоминаю один урок в классе коррекции в 80-х годах. Начало урока.

Устный счет: «28+11», «42-12» и т.д. Половина детей отвечает, половина не отвечает. Проходит 10 минут и учитель объявляет тему урока: «Решение системы квадратных уравнений»…

         И в таком маразме вынуждены жить учителя и ученики, ибо  за невыполнение программы учителя накажут, а то, что дети не знают – это уж дело десятое, все равно, когда надо, спишут. Учителя заставляют играть в игру в образование, выполняя программы, и  забывать о своем предназначении – учить детей.

В упомянутых международных исследованиях (TIMSS и PISA) у восьмиклассников проверялось знание материала за 5-6 класс. Казалось бы, для наших детей это должны быть семечки.

Но именно потому, что мы обязаны «проходить» квадратные уравнения, мы не занимаемся реальным обучением детей элементарным вещам.

         Хотя каждому более-менее разумному человеку ясно, что влить три литра в пол-литровую банку невозможно. Однако это ясно разумному человеку, а не чиновникам из Министерства образования и Академии образования.

         Пришли 90-е годы. Маразм продолжал крепчать.

На волне демократизма и национализма пришли к власти новые люди.  И к трем литрам российским мы добавили еще литр национально-регионального. В некоторых субъектах РФ под флагом национализма устраивается интеллектуальная дискриминация (если не сказать геноцид) своего народа. Если нижегородский ребенок должен осваивать программу в течение 32 часов в неделю, то чувашскому или татарскому ребенку на это отводится на 5-8 часов меньше. (В международном исследовании PIRLS, проверявшим понимание учениками смысла текста, в нашей Чувашии сельские дети показали результат по простому пониманию – также как городские, но по умениям обобщать, выяснять причину и следствие и др. более высокого уровня логические структуры в 4 раза хуже).

А какая разница для швондеров? Лишь бы вылить, а что останется в сознании ребенка  - неважно. А не пора ли эту глупость и издевательство над детьми прекратить?

© - Павлов В.Е.

 

 

На главную страницу

 

Hosted by uCoz