Система «образования» и системы для образования

 

  1. Система «образования»  (существующая)  -

есть иерархическо-бюрократическая  система, которая сама для себя существует,

сама себе придумывает проблемы (ЕГЭ, 12-летнюю школу, реструктуризацию школ, профильное обучение и т.п.),

сама пробует их разрешать (подчас и не разрешая), для того, чтобы оправдать свое существование (и, естественно, получать за это немалые деньги. Сколько средств было потрачено только на эксперимент с 12-леткой?),

однако, просто не понимает – для чего же она существует? 

 

Армии чиновников и функционеров  живут по законам Макиавелли, Паркинсона, Мэрфи и др. (см. также Эразма Роттердамского «Похвала глупости»).

 

Если за последние 15 лет во всех областях экономики в России все кардинально изменилось (и, даже, мировоззрение каждого человека),

то постсоветская система образования продолжает выпускать практически тот же самый продукт (если не хуже, ибо мой сын не знает – в какую школу в Питере отдавать моего внука – все пропитано наркотой).

 

   И вам это нравится?

 

2. Системы для образования

 

В реальности - при взрослении у каждого человека происходят в сознании непознанные процессы образования понятий под воздействием микро- и макросоциума и собственной деятельности сознания, подсознания и эмоционально-иррациональных сфер.

 

И тут уже следует обратиться к Востоку.   

 

Если на Западе преобладает мысль, что Человек выше, чем природа («Мы не можем ждать милостей от природы…»), то

на Востоке совсем иное понятие – Природа многократно умнее, чем человек (вспомним, хотя бы, «Легенду о Нарайяме» или первый   учебник по педагогике - «Великую китайскую книгу перемен»).

 

Если Запад полагает, что необходима система внешнего воздействия, которая, подчас, и не приводит к реальному результату.

То Восток считает, что есть реальный процесс, который происходит спонтанно у каждого человека под влиянием внешних и самостийных воздействий, приводящий к результату.

 

Полагаю, что первую систему для образования понятий в сознании ребенка (известную в нашей стране) создала Мария Монтессори (хотя и были великие диалоги Платона и др. – но все-таки, это были не системы)

 

Наиболее близко к нормальному  пониманию подошел В.В.Давыдов и создал психолого-педагогическую систему для реального  образования.

(К сожалению, он наивно верил лозунгам о формировании творческой личности и когда  результаты его системы стали выдавать действительно творцов, которые в реальности не нужны были бюрократическо-политизированной системе, а нужны были управляемые винтики-рабы, он пострадал).

 Благо, его дело продолжили другие.  

В частности, более приземленный вариант, пригодный и для слабых детей  был  создан его ученицей Л.Г.Петерсон. 

 

Хотя и  П.Я.Гальперин- Н.Ф.Талызина   подходили к нормальному пониманию, но результаты их работ мало выражены в методических разработках и учебниках и, соответственно, особо не применяются  в реальной практике.

 

Как видно из изложенного, у меня опять возникают серьезные подозрения, что педагогика – это не наука, а нужна лишь ветвь психологии – психолого-педагогика. А апологеты же советско-постсоветской педагогики, по разному измываясь над серьезно купированными вузовскими курсами, пожалуй, наносят больше вреда, нежели, пользы для детей.

 

Hosted by uCoz