«Воспитание» - что ж это такое?

 

© - Павлов В.Е. При любом использовании  статьи обязательна ссылка на сайт  pavlovccr. narod. ru

 

 

В одном из сборников приказов Министерства образования РФ в 90-х годах были опубликованы более 30  концепций воспитания  с определениями термина «воспитание» каждым автором  (всероссийски известным  педагогом  или ученым).

Однако, все определения представляли лишь вариации на тему советского определения – «Целенаправленное воздействие с целью формирования гармонической, творческой нравственной и т.д. личности».

 

Любое научное определение, а, тем более, фундаментальное, должно отражать закономерности реального мира, который мы пытаемся познать в науке.

Тысячелетиями люди использовали понятия «длина», «масса» и др., но появился гениальный Эйнштейн, который взглянул на эти понятия с другой точки зрения и сделал величайшее открытие ХХ века. Правда, физики договорились, дабы не усложнять особо свою жизнь, о границах применимости законов и понятий.

 

Но, вернемся к стандартному определению воспитания.

Пусть учитель целенаправленно на уроке излагает материал  о добре и зле, а Вася Петров смотрит в окно, думает о Маше или о том, как бы достать наркотики.

Воспитание происходит? – Процесс воздействия вроде бы есть, а результата-воспитания  нет.

Первая половина определения  уже не соответствует законам реального мира.

Вторая половина определения.

Улица воспитывает? – Да, и подчас, лучше чем нудные рассказы учителя. Поэтому, во второй половине можно оставить, разве что, «творческую» (владеющую разными способами «выкручивания» из жизненных ситуаций) личность. Вот и вторая половина определения отпадает.

Таким образом, ежели определение не отражает законы реального мира, то его нельзя относить к научным.

Но если это некорректное определение является ведущим ориентиром для реальной практики миллионов, то и результаты получаются сверхгрустные.

 

В связи с изложенным выше (как и в статье «Реальное образование»), у меня возникает  весьма серьезное подозрение, что педагогика – это не наука.

 

Для характеристики реального процесса более подошло бы определение социализации как «Присвоение человеком норм и ценностей различных групп людей». Это в смысле бытия человека среди других людей.

В более широком смысле – «Присвоение человеком норм и ценностей этого мира».

 

Раскроем содержание этих определений.

Появился ребенок на этот свет.

Он, как губка, впитывает правила игры в этой жизни от своих родителей.

Пошел в детский сад – присваивает нормы и ценности детей и воспитателя.

В школе – присваивает нормы и ценности одноклассников и каждого конкретного учителя.

На улице – правила игры среди друзей (подчас, криминальных).

 

  Это первая сфера активного непосредственного взаимодействия.

 

К следующим сферам следует отнести  и музыку, и литературу (и, в целом, искусство), СМИ, иные области и, даже, природу.

 

Человек, присваивает преимущественно нормы и ценности тех групп, которые для него более значимы (референтны).

После рождения самыми значимыми являются правила игры родителей,

далее – добавляются правила игры воспитателя детского сада и друзей.

В школе – нормы и ценности учителей и одноклассников.

Примерно, до 10 лет более значимыми (референтными) являются нормативно-ценностные ориентиры взрослых, то далее их значимость уменьшается при существенном увеличении значимости правил игры среди подростков.

 

Это занятие для учеников я называю «Дороги, которые мы выбираем».

 

Дело в том, что большая часть наших представлений о мире и нормативно-ценностных ориентаций  формируется независимо от наших желаний.

Если вы поживете в Украине 1-2 недели, то, волей-неволей будете «хыкать».

Когда я пришел работать в школу после университета, то вынужден был все перерывы сидеть в одной лаборантской с другим учителем. А он был из породы тех, у кого зимой снега не допросишься. Ко мне же обращались все с просьбами и я помогал. Правда, кто-то мог не вернуть плоскогубцы или другие вещи, которые мне срочно нужны для урока. И, глядя на соседа, я стал иногда отказывать просьбам. Но в конце года я посидел и подумал: «Если я буду соседствовать с ним и далее, то превращусь в такого же». Поэтому, я за лето в своем кабинете отгородил отдельную  лаборантскую и последующий 11 лет особого его влияния не испытывал.

 

А неоперившийся подросток еще более подвержен внешнему влиянию. И, если он проводит большую часть времени в среде полукриминально-криминальной, то волей-неволей будет присваивать их ценности или «понятия».

 

Какую музыку слушают дети? Если это, в основном, «дум-дум-дум» с текстами сексуально-эротического, похабного содержания, то, соответственные плебейские представления будут формироваться в сознании.

 

Особо значимое место следует отвести литературе. Ибо, само по себе чтение произведений есть общение с конкретным автором, нормативно-ценностные ориентиры которого (пусть, в малой степени) будут присваиваться или отторгаться. А, так как количество интеллигентов в стране катастрофически уменьшается, даже в Питере, не говоря уже о наших Чебоксарах, где их и так-то были единицы, то это, пожалуй, единственный путь сохранения реальной культуры. Поэтому-то и возникает основная задача школьного предмета «литература» - привить любовь к чтению хороших произведений и, соответственно, развить «вкус» неплебейского уровня.

 

Если же говорить о массовой культуре, доступной для понимания детей, пусть даже в области кино, то, похоже, что в этой  области американцы, не имея особых корней как россияне, начинают нас опережать. Взять, хотя бы, сериал  «Крутой Уокер»  или  фильм «Слезы солнца» (в которых элементы насилия служат, скорее, приманкой для подростков а, по сути, способствуют присвоению общечеловеческих нормативно-ценностных ориентаций), у нас же, пожалуй, сериал «Кодекс чести» (ну, привыкли наши дети играть в войну).

 

 

Выше речь шла о неосознанном присвоении норм и ценностей. Однако, это присвоение может быть и осознанно.

Ежели реальное воспитание человека происходит на неосознанном уровне, то, это, скорее, раб своей судьбы (повезло или не повезло с микросоциумом).

Если человек сам пытается менять ситуация (как в моем примере с соседом), то это, пожалуй, хозяин своей судьбы.

 

И перед каждым человеком всегда стоит выбор – какой микросоциум и другие сферы для него более важны и что «итого» он получит.

 

Основное отличие человека от животного - это способность предвосхищать (антиципация) результаты своих деяний   и будущее. К сожалению, все большее количество людей живут «здесь и сейчас»  как «попрыгунья-стрекоза», особо не заботясь о результатах своих действий.

 

Воспитывает ли учитель?

Всех учителей долго и упорно заставляли писать воспитательные цели урока. Но если в советское время можно было обойтись фразой «формирование диалектико-материалистического мировоззрения», то  сейчас умудряются писать фразы, угодные конкретному проверяющему.

И опять-таки – все это чушь и ерунда (лишняя затрата чернил или краски принтера).

 

Дело в том, что в реальности учитель воспитывает каждым вздохом, каждым взглядом и его мировоззрение волей-неволей передается учащимся.

К кому вы придете на вечер встречи выпускников? – к Человеку.

 

Тут возникает серьезная проблема. Если учитель – сволочь, то его «сволочизм» в той или иной мере отражается в каждом ученике, а их ведь тысячи. Единственная профессия, в которой не имеет право работать «гнилой» человек – это Учитель. Однако, измерителей «паршивости» пока не придумали, ибо это весьма относительное понятие. Да и КЗОТ вам не позволит уволить человека, знающего свой предмет. Хотя он может в плане воспитания наносить огромный вред. (см. статью «Учитель»)

 

Нужны ли воспитательные мероприятия?

Да, конечно же, но это лишь средства для передачи нормативно-ценностных ориентаций  от учителя ученикам,

учеников друг другу в социально-одобряемых областях.

 

 

© - Павлов В.Е.

Более подробный вариант для учащихся «Дороги, которые мы выбираем» вы можете получить, заказав брошюру №5 по цене автобусного билета в вашем городе. Минимальная партия – 100 экз.

 

428017 Чебоксары, а/я58  или pavlovccr@mail.ru

 

 

 

 

На главную страницу

Hosted by uCoz