Генезис «успехов» России в образовании
© - Павлов В.Е. При любом
использовании статьи обязательна ссылка
на сайт pavlovccr. narod. ru
Мы гордились и продолжаем гордиться нашим образованием,
полагая его лучшим в мире. Да и сейчас министры образования подтверждают это,
ссылаясь на то, что на международных предметных олимпиадах наши ученики неизменно занимают первые и
призовые места.
Да, действительно, если говорить об обучении одного процента
всех детей - самых одаренных, то мы
впереди планеты всей. Однако как же обстоят дела с обучением основной массы
учеников?
По данным международных исследований, в которых проводились
массовые изучения знаний обычных учеников (в частности, TIMSS, PISA) мы
занимаем 20-е – 30-е места. По данным ЮНЕСКО это 50-60 места в мире (мы
ненамного опережаем бывшие африканские племена).
Одна моя знакомая учительница математики ежегодно проверяет
знание таблицы умножения у поступивших в ее сельское ПТУ (на базе 9 классов) в
течение 20-ти лет. Она установила, что с каждым годом процент учеников, знающих
таблицу умножения, уменьшается и в 2005 году достиг значения
25%. И это мы называет лучшим
образованием в мире?
Обратимся немного к
истории. В 50-60х годах образование было достаточно хорошим.
Конгресс США, выясняя причины
наших успехов, особенно в области космонавтики, пришел к основному выводу, что
наше образование значительно лучше (и американцы стали проводить педагогические
эксперименты в Эфиопии, Нигерии (в отличие от России, которая сама себя
высекает в своих же регионах -12 летка, егэ и др).
Но тут мы решили еще более обогнать Америку. И в конце 60-х
создали самые сложные программы в мире (в частности, ввели в курс математики
дифференциалы, интегралы и др.). В те годы в выпускных 9-10х классах обучались
30% всех учеников. Однако, даже самые способные дети с трудом осваивали эти программы. Учителя по
привычке ставили двойки, однако когда в Москву пришли отчеты с мест, там
схватились за голову – планы партии и правительства будут не выполнены. Тут стали всем выкручивать руки, для
оправдания придумав лозунг «Нет плохих учеников, есть плохие учителя». В конце-концов учитель
сдался, плюнул и ответил «три пишем, два в уме». И массовый нравственный разврат детей и
учителей стал расцветать, и до сих пор мы в нем живем и как-то к нему привыкли
и не замечаем.
В конце 70-х мы решили еще более вырваться вперед и ввели
всеобщее среднее образование. Само по себе это благое решение. Однако, одну
«мелочь» позабыли – стали обучать всех детей по программам для одаренных детей.
Вспоминаю один урок в классе коррекции в 80-х годах. Начало
урока.
Устный счет: «28+11», «42-12»
и т.д. Половина детей отвечает, половина не отвечает. Проходит 10 минут и учитель объявляет тему урока: «Решение системы
квадратных уравнений»…
И в таком маразме вынуждены жить учителя и ученики, ибо за невыполнение программы учителя накажут, а
то, что дети не знают – это уж дело десятое, все равно, когда надо, спишут.
Учителя заставляют играть в игру в образование, выполняя программы, и забывать о своем предназначении – учить
детей.
В
упомянутых международных исследованиях (TIMSS и PISA) у
восьмиклассников проверялось знание материала за 5-6 класс. Казалось бы, для
наших детей это должны быть семечки.
Но
именно потому, что мы обязаны «проходить» квадратные уравнения, мы не
занимаемся реальным обучением детей элементарным вещам.
Хотя каждому более-менее разумному человеку ясно, что влить
три литра в пол-литровую банку невозможно. Однако это ясно разумному человеку,
а не чиновникам из Министерства образования и Академии образования.
Пришли 90-е годы. Маразм продолжал крепчать.
На
волне демократизма и национализма пришли к власти новые люди. И к трем литрам российским мы добавили еще
литр национально-регионального. В некоторых субъектах
РФ под флагом национализма устраивается интеллектуальная дискриминация (если не
сказать геноцид) своего народа. Если нижегородский ребенок должен осваивать
программу в течение 32 часов в неделю, то чувашскому или татарскому ребенку на
это отводится на 5-8 часов меньше. (В международном
исследовании PIRLS,
проверявшим понимание учениками смысла текста, в нашей Чувашии сельские дети
показали результат по простому пониманию – также как городские, но по умениям
обобщать, выяснять причину и следствие и др. более высокого уровня логические
структуры в 4 раза хуже).
А
какая разница для швондеров? Лишь бы вылить, а что
останется в сознании ребенка - неважно.
А не пора ли эту глупость и издевательство над детьми прекратить?
©
- Павлов В.Е.