Учитель
© - Павлов В.Е. При любом
использовании статьи обязательна ссылка
на сайт pavlovccr. narod. Ru
А. Каждым человеком в этом мире движут потребности.
В первую очередь, физиологические (пища, жилье, секс и др.).
Во вторую очередь – социальные потребности, ведущими из которых являются потребности в самореализации и самоутверждении.
Однако преобладающие области для самоутверждения могут быть в двух аспектах:
1. Уважение другого
2. Неуважение другого
У кого преобладает первый аспект, того мы, скорее, отнесем к культурным людям или, даже, к интеллигенции.
У кого второй, то это ближе к законам преступного мира.
(Почему проиграл Собчак
выборы?
В последних теледебатах перед
выборами он долго терпел обливание себя грязью, но, в конце-концов, не выдержал
и ответил тем же способом. И, последний оплот интеллигенции – Питер, ему этого
не простил.)
Б. Вообще-то, учителя (несмотря на свою нищенскую зарплату), являются одними из самых счастливых людей на Земле.
Для основной массы иных работников возможности для удовлетворения потребностей в самоутверждении невелики. Если артисты могут самоутверждаться 1 раз в день на концерте, то у учителя таких «концертов» в день – 4-6.
Но самый серьезный вопрос – в какой области они самоутверждаются?
Одна знакомая на преддипломной практике посетила урок заслуженной учительницы СССР. После урока она (с расширенными глазами) мне сказала – «Как же она унижает детей!!!?».
Вообще-то, самоутверждение через унижение другого есть первый показатель комплекса неполноценности.
И, если признанные в рамках общества (государства?) люди работают в этом направлении, то в настоящее время дело обстоит намного грустней..
Пополнение штата школы.
В школу приходят работать, в основном, закомплексованные, неспособные работать в более жизненно-доходных областях люди, с невысоким уровнем самооценки и культуры. Поэтому, скорее, они будут самоутверждаться через унижение другого – то есть учеников. Но это пол-беды.
Нормативно-ценностные ориентации такого педагога будут волей-неволей (неосознанно) присваиваться тысячами учеников – а это уже есть беда (лавинообразное размножение психологии преступного мира).
Оставшимся интеллигентам, до сих пор тянущим школу, следует отдать низкий поклон и посвятить стихи великого поэта (думаю, Булат Шавлович простит меня за одно изменение).
«Нас осталось мало.
Мы, да наша боль.
Нас немного, а врагов
уж много.
Живы мы, покуда,
фронтовая голь.
А погибнем – райская
дорога».
Как видно, нас действительно «уносит ветром» не только в интеллектуальном, но и в духовном плане.
Владимир Павлов
© - Павлов В.Е. (ссылка на сайт pavlovccr.narod.ru обязательна).
Часть А – сверхсжатое изложение одного из блоков раздела «Общечеловеческие нормы и
ценности» моего спецкурса для учащихся.
Более подробное содержание вы можете
получить, заказав брошюру № 3, которую можно
использовать как мини-учебник (а, может быть, МАКСИ- ?) для учащихся и при проведении классных часов,
и при изучении предметов.
Цена брошюры - цена автобусного билета в Вашем городе
адрес:
(оплата
почтовым переводом с указанием Вашего адреса или на почте при
получении). Минимальная партия – 100 экземпляров.